МАДОУ Детский сад Цветик-Семицветик 22 группа Буратино

Осенние прогулки

 Прогулки с детьми осенью

Осенью, когда погода становится холодной и дождливой, некоторые родители предпочитают не выходить на улицу с ребенком, заменяя прогулку просмотром различных телевизионных программ или игрой на компьютере. При этом сами взрослые не уделяют внимания малышу.
А ведь прогулка очень важна для ребенка. Это не просто возможность "подышать свежим воздухом", но и уникальная возможность решать различные педагогические задачи вне специально организованных занятий. Как же правильно организовать прогулку в осеннее время?

images2.jpgПрогулка – очень важный момент в повседневной жизни ребенка. Непростительную ошибку совершают родители, считая, что на прогулке им можно отдохнуть. Сколько всего интересного можно увидеть на прогулке, о многом узнать. В этом, конечно же, должны малышам помочь взрослые. Ведь процесс воспитания непрерывен.

Итак, чем же можно заниматься с ребёнком осенью на прогулке?

У цветочной клумбы покажите детям цветы, скажите, как они называются, спросите, какого цвета листья, цветки. Помогите сделать самостоятельный вывод: у всех цветов листья зелёного цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: «Отыщи на клумбе синие цветы, а теперь жёлтые, белые». Дети с интересом рассматривают и называют части растения: цветок – стебель – листья.

Обратите внимание на деревья и кустарники. Назовите части растений: ствол, крона, ветки, листья, корни. Рассмотрите вместе с детьми листья разных деревьев. Осенью они очень красивы. У листьев различная форма, цвет, размер. Можно собрать букеты из осенних листьев: маленькие, большие, средние (по размеру); красные, желтые, зеленые (по цвету).

Листья с деревьев кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Можно провести эксперимент совместно с ребенком: положить лист на ладонь и подуть на него. А как весело бегать по опавшим листьям, загребая ногами, прислушиваться к шуршанию листьев, подбрасывать их вверх.

Поиграли, а теперь можно и серьёзным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста ветки и листья – вот они, совсем рядом, можно потрогать, а у дерева высокий ствол, ветки и листья видны – а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или втроём. А тонкий ствол обхватит и один человек. В парке детям нравится собирать жёлуди. Из них дома можно сделать разные поделки.

В тёплый ласковый осенний денёк обратите внимание детей на лёгкие белые облачка, яркую синеву неба, ласковое солнышко.

Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно и тучи огромные, чёрные. 1286050825_11.jpgПтицы спрятались, редкие прохожие идут под зонтами, спешат. И дети одеты в плащи, куртки, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги, зонты – малыши могут рассказать сами. А у птиц нет сапог, зонтов. Вот и спрятались они от дождя.

Можно послушать, как завывает ветер, и подражать ему: «Ввв! Ууу!» Это хорошее упражнение для артикуляционного аппарата.

Игры с песком – самые любимые игры детей. Сначала малыши сыплют песок мимо формочки, забывают похлопать им сверху, утрамбовывая песок, а перевернув формочку, не стучат по донышку, чтобы куличик получился.

Не получив желаемого результата, малыши разочаровываются, забрасывают формочки, начинают действовать по собственному разумению: посыпают песком головы сверстников, разрушают их постройки. Поэтому необходимо научить детей правильно пользоваться совком и формочками, показать им, что сухой песок сыплется, а из влажного песка можно сооружать домики – холмики.

Игры в песочнице развивают простейшие конструктивные навыки детей, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию фантазии, творческого начала, учат жить в коллективе.

Обычно на прогулке малыши много двигаются по собственной инициативе. Но сами движения весьма ограничены. Это в основном бег, ходьба, хождение по лесенке на горку.

Как можно чаще побуждайте ребенка упражняться в разнообразных видах движения. Для этого не нужен особый инвентарь. Это могут быть мячи, скакалки. На асфальте или песке можно нарисовать круги разной величины, для перешагивания натянуть скакалку на высоте 15 – 20 см.

article480.jpgДети стремятся осваивать пространство вокруг себя, любят переходить с одной площадки на другую. Не препятствуйте им в этом. Пусть малыш приобретает опыт установления контактов со сверстниками.

Нежелательно, чтобы малыш длительное время занимался одним и тем же: долго качался на качелях или катался с горки. Такие однообразные движения одних утомляют, других перевозбуждают. Дети чувствуют дискомфорт, а сами ещё малы, чтобы остановиться, переключиться на другой вид деятельности. Здесь обязательно нужна помощь взрослого. Побегали, покатались, теперь можно перейти к песочнице, т. е. поиграть спокойно.

Ближе к концу прогулки кто – нибудь из взрослых может организовать для небольшой компании детей общую игру. В подвижных играх можно решать одновременно несколько педагогических задач: удовлетворение потребности в разнообразных движениях, ориентировка в окружающем и, конечно же, всплеск положительных эмоций.

На прогулке продолжайте учить детей культуре поведения. Вышли на улицу, скажите: «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!» Дети учатся здороваться с соседями, со всеми на детской площадке: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!».

Очень хочется вашему карапузу поиграть с чужой машинкой, но просить её он должен сам (а не заставлять вас!). Причём просить правильно, не забывая волшебные слова: пожалуйста, спасибо. Пусть и сам не жадничает, отдаёт свои игрушки приятелям. Здесь нужно правильно разобраться в ситуации. Если мальчуган увлечённо катит по бортику песочницы машинку, естественно, он сейчас не отдаст её никому. А вот игрушки, уже оставленные в сторону, - это другое дело. Заупрямился ребёнок – спокойно объясните, что можно отдать игрушку на время, в конце концов, поменяться на другую. Дети приобретают опыт общения в коллективе сверстников.

Приучайте детей называть знакомых взрослых на «вы». Если малышу нужно спросить что-то у бабушки, а она разговаривает с кем-то, то он должен учиться сдерживать собственные желания, дождаться, когда она закончит разговор, а не возмущаться, не дёргать бабушку за руку. Обращаясь к взрослым, говорить нужно не спеша, не кричать, не толкать возбуждённо стоящего рядом.

0_9e1b8_9c3e2e9c_XL.jpgЗаканчивается прогулка. Одни дети спокойно собираются домой, другие капризничают, отказываются прекращать игру. Можно пойти на встречу, дать детям ещё несколько минут, чтобы они смоги доиграть, а затем предложите малышу собрать свои игрушки.


15 сентября 2015 в 15:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.