24-30 апреля 2015 г.
Всемирная неделя иммунизации 2015 года:
Ликвидировать пробелы в иммунизации
Защита на протяжении всей жизни
Иммунизация широко признана одной из самых успешных и экономически эффективных мер здравоохранения из всех существующих. Она позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти и в настоящее время обеспечивает защиту детей не только от болезней, вакцины против которых имеются уже много лет, таких как дифтерия, столбняк, полиомиелит и корь, но также от пневмонии и ротавирусной диареи, на долю которых приходится большинство случаев смерти детей в возрасте до 5 лет. Кроме того, благодаря новым и сложным вакцинам, в настоящее время можно защитить подростков и взрослых людей от таких болезней, представляющих угрозу для жизни, как грипп, менингит и рак (рак шейки матки и печени).
Однако каждый пятый ребенок не охвачен вакцинацией: в 2013 году примерно 21,8 миллиона детей грудного возраста не получили жизненно необходимых вакцин. Причинами этого являются неадекватные поставки вакцин, отсутствие доступа к службам здравоохранения и недостаточный уровень политической и финансовой поддержки.
Ликвидировать пробелы в иммунизации
Всемирная неделя иммунизации 2015 года будет способствовать приданию нового импульса предпринимаемым на глобальном, региональном и национальном уровнях усилиям по активизации действий, направленных на повышение уровня информированности и спроса на иммунизацию со стороны местных сообществ, а также на повышение эффективности услуг по проведению вакцинации.
В рамках кампании этого года основное внимание уделяется ликвидации пробелов в иммунизации и обеспечению справедливости в отношении уровней охвата иммунизацией, как указано в Глобальном плане действий в отношении вакцин. Этот план, принятый 194 государствами-членами на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2012 года, обеспечивает основу для предотвращения миллионов случаев смерти к 2020 году путем всеобщего доступа к вакцинам людей во всех сообществах.
Для формированияценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витаминно- , массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего нужно то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной форме, привлекая примеры из художественной литературы и жизни, детям объясняют, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные запахи», что происходит в организме человека во время массажа и т.п.
Необходимоформировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться и т.п. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье. Объясняя ребенку, для чего нужно чистить зубы, можно рассказать о мельчайших микроорганизмах, не видимых глазом, - микробах, которые являются возбудителями болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами – это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа посмотреть на то, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда ребенок никогда не будет забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.
МЫ - педагоги рассказываем детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, чихая или кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ты не здоров (например, заболел гриппом), то окружающие могут от тебя заразится, т.к. в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле или чихании надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.
Детидолжны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова и т.д.). Педагоги знакомят детей с хроническими заболеваниями, учат их считаться с недомоганиями и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно попросить ребенка закрыть глаза, уши, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие и научился сострадать им.
Детямсообщают элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывают об их возбудителях.
Детям объясняют, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, педагоги используют примеры из жизни, из художественных произведений (например, «Доктор Айболит» и др.), учат детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказывают о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.
Дети часто не могут объяснить, причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают. Ребенка нужно научить обращаться к взрослым при плохом самочувствии, правильно рассказать врачу о том, что именно его беспокоит (голова, ухо, живот и т.д.). Полезно организовывать специальные игры (с другими детьми, куклами, мягкими игрушками), в которых ребенок выступал бы попеременно как врачи как пациент, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли большого доктора.
Необходимо сообщить детям элементарные сведения о лекарствах, о том, какую пользу они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту. Предостерегают об опасностях, связанных с неправильным употреблением лекарств. Дети должны знать, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя. Дети должны знать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Им необходимо рассказать о том, какие продукты полезны, какие вредны. У того кто ест фрукты и сырые овощи, как правило хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура: овощи и фрукты – главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов, в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья. (Можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которых заболели зубы и т.д.).
Педагог знакомит детей с правилами первой помощи при травмах: при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову. Первую помощь себе ребенок может оказать и самостоятельно. Закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых. Сильно озябло лицо на морозе – разотри его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом. Озябли ноги – побегай, попрыгай, шевели пальцами. Промочил ноги – переоденься в сухое, но не ходи в мокрых носках, обуви. Каждое из этих правил может быть темой специальной беседы, основанной на опыте детей, игры – драматизации, сценке кукольного театра.